В 2019 году «Опора России» пожаловалась в ФАС, что система интернет-бронирования навязывает отелям невыгодные для них и для клиентов условия о паритете цен. По словам вице-президента организации Алексея Кожевникова, из-за этого стоимость номера возрастает, так как гостиница должна включить в нее комиссию сервиса бронирования (в среднем 20%).
По итогам проверки регулятор пришел к выводу, что доля Booking Holdings B.V. на рынке агрегаторов отелей по итогам 2018 года составила 84% в натуральном выражении и 80% в денежном. Тогда ФАС потребовала, чтобы Booking.com исключил из договоров с отелями условие о паритете цен, но компания этого не сделала.
Читайте на РБК Pro
Братья Коллисон: у нас была очевидная идея, но теперь мы стоим $95 млрд
Гибель канадской бизнес-империи и налог с биткоина. Топ-10 текстов ноября
Скоро все рухнет: как разглядеть признаки обвала рынков — Financial Times
Много букв: как украинцы сделали сервис проверки правописания на $13 млрд
В декабре 2019 года в отношении сервиса возбудили антимонопольное дело. В декабре 2020 года ФАС признала Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и потребовала отказаться от паритета цен. В феврале 2021 года компания оспорила решение регулятора в Арбитражном суде Москвы. Суд признал решение ФАС законным, сервис подал апелляцию, но в ноябре 9-й апелляционный арбитражный суд оставил решение в силе. Представитель Booking.com заявил, что сервис будет «работать над прекращением практики паритета цен в России», но оспорит постановление в кассационном суде.
ФАС пригрозила Booking.com судом за неуплату штрафа
Бизнес
Гендиректор Booking.com в России Алексей Матушкин в интервью РБК заявлял, что, по мнению компании, практика паритета цен «позволяет поддерживать экосистему путешествий», способствует конкурентному и справедливому рынку. Например, малые средства размещения не всегда могут себе позволить собственный сайт, что ставит их в еще более невыгодное положение относительно конкурентов. А клиенты теряют доверие к гостинице, когда видят разные цены на один и тот же номер на разных сайтах. «Мы считаем, что цена должна быть одна на всем рынке, чтобы она была очевидна и гостям, и партнерам», — подчеркнул Матушкин.
В августе ФАС оштрафовала Booking.com на 1,3 млрд руб. по ч. 2 ст. 14.31 КоАП (злоупотребление доминирующим положением на рынке). Регулятор обвинил компанию в навязывании российским гостиницам невыгодных условий, в том числе паритета цен. Та оспорила штраф в суде.
Сервис Booking.com основан в 1996 году в Амстердаме. В 2008 году было открыто представительство в Москве, сейчас у компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Сочи и Новосибирске.