Если раньше местом сосредоточения хаоса был интернет, то теперь можно увидеть, как Сеть все больше становится подконтрольной государству, а «призрачные чертоги виртуальной вольности» начинают обретать черты «цифрового концлагеря», отмечает Сурков.
Он пишет, что сейчас хаос перетекает в слепые зоны общественной жизни и стимулирует массовую дисполитизацию граждан: народ все меньше хочет пересекаться с системой без крайней нужды, все больше молчит, а в структуре общества появляется все больше лакун, которые заполняются неизвестно чем.
Читайте на РБК Pro

«А если повышения попросят?»: почему с сотрудниками не говорят о карьере

Новый РБК 500: первый рейтинг ковидной эпохи

Почему топ-менеджеры так хотят вернуться в офисы

Назло Цукербергу: зачем Михаилу Прохорову понадобилась своя метавселенная
Однако Сурков предостерег российское государство от того, чтобы открыть политическую систему и «выпустить пар».
«Разгерметизация системы, этого хорошо работающего сегодня «социального реактора», чревата неконтролируемыми выбросами гражданского раздражения и способна привести к необратимой дестабилизации», — объяснил он, приведя в пример 80-е и 90-е годы прошлого века.
Сурков назвал «передозировку свободы» смертельной для государства
Политика

Ранее Сурков заявил в интервью газете Financial Times, что передозировка свободы смертельна для государства. По его мнению, разнообразие, которое появилось в России в 90-е годы губило страну еще быстрее, чем однообразие, приведшее к развалу СССР.
Политик подчеркнул, что разнообразие необходимо контролировать, так как это позволит создать «хороший компромисс между хаосом и порядком» в политической системе, так как в этом случае «все будут довольны, и при этом сохранится единство общества».
Владислав Сурков был замглавы президентской администрации в 1999–2008 годах, а затем, до 2011-го, как первый замруководителя АП. В 2011–2013 годах Сурков занимал должность вице-премьера. Позже, с 2013-го, был помощником российского президента. В феврале 2020 года Путин освободил Суркова от должности.
