Фото: «Российское образование»
Со 2 по 8 декабря в очном и дистанционном форматах проходит Всероссийская неделя родительской компетентности. 98 организаций проводят вебинары, лекции, мастер-классы по вопросам развития, обучения и воспитания, профессионального самоопределения и социализации детей. Так, учитель-логопед отдела логопедической службы Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования Алина Саакова рассказала о влиянии смартфонов, планшетов и компьютеров на развитие речи, коммуникации и социализации у детей дошкольного возраста.
«Гаджеты, безусловно, играют важную роль в нашей жизни, но их влияние на детей дошкольного возраста требуется тщательно оценивать. Технологии могут как поддерживать, так и препятствовать развитию речи, коммуникации и социализации. Использование гаджетов должно быть дозированным и осознанным, чтобы обеспечить детям возможность развиваться в комфортной и поддерживающей среде. Важно помнить, что живое общение и реальные социальные взаимодействия остаются основой для полноценного развития каждого ребенка», – отметила Алина Саакова.
Она рассказала о негативном влиянии гаджетов на развитие ребенка. Так, овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении со взрослыми и сверстниками. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.
Также длительное использование смартфонов, планшетов и компьютеров приводит к расстройству сна ребенка, нарушению концентрации, формированию зависимости.
Эксперт подчеркнула, что наряду с этим гаджеты предоставляют ребенку новые формы общения, способствуют развитию его речи и умственных способностей.
«Видеозвонки и мессенджеры помогают детям поддерживать связь с родственниками и друзьями, находящимися на расстоянии, а образовательные приложения на гаджетах способствуют формированию языковых навыков у детей, если используются правильно. Например, когда ребенок знакомится с алфавитом и может начать писать сообщения, это формирует мотивацию к изучению слов, слогов и букв. Отмечу, что образовательные и обучающие игры, такие как приложения для изучения иностранных языков, улучшают когнитивные навыки ребят», – сказала Алина Саакова.
Учитель-логопед также сообщила, что смартфоны и планшеты позволяют временно занять ребенка. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках.
Помимо этого, она отметила, что существует огромное количество развивающих и обучающих игр и компьютерных программ для дошкольников. Среди них «Запуск речи», «Звуки животных», «Скороговорун», «Оратор», «Логопатам 2.0», «Детские игры для малышей», «Логика и познание для 3–4 лет». Они способны развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций, улучшать его речь, стимулировать интерес к познанию и формировать другие навыки.
На мероприятии Алина Саакова также информировала о важности родительского контроля за использованием гаджетов.
«Необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, которые он может доставить. Компьютерная игра должна быть элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 минут после начала занятия (либо игры) за компьютером необходимо проводить с детьми специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения», – подчеркнула она.
Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 минут – для детей 5–6 лет, 30 минут – для детей 6–7 лет.
Нежелательно знакомить с гаджетами детей до двух лет.
Добавим, что 5 декабря в ходе VIII Всероссийского съезда работников дошкольного образования Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов порекомендовал родителям не давать детям играть в планшет или телефон. Он подчеркнул, что это влияет на психику ребенка, что может стать причинами отклонений от нормы.
