Сейчас судья, который рассматривает ходатайства об избрании меры пресечения и обеспечительных мер, действует в пределах полномочий, которые ему дает Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, следует из материалов АСИ. При этом он не участвует в рассмотрении уголовных дел по существу, пересмотре судебных решений в апелляционной и кассационной инстанциях, а также в надзорном порядке и при раскрытии новых или вновь открывшихся обстоятельств.
По делам, отнесенным к его подсудности, судья контролирует соблюдение конституционных прав личности и проверяет наличие законных оснований для передачи уголовного дела в суд. Также в его обязанности входит оказание содействия сторонам процесса при сборе судебных доказательств с помощью судейских следственных действий, уточнили в АСИ. В агентстве считают, что существующая практика, когда один и тот же судья рассматривает ходатайства об избрании меры пресечения до суда, а затем слушает дело по существу, «усиливает обвинительный настрой, который и так уже есть» у российских судов.
Читайте на РБК Pro
Санкции могут признать форс-мажором. Как это поможет бизнесу Эти семь привычек руководителю надо взять под контроль Объемы торгов валютой упали к уровням 2008 года. Что отражает курс рубля 18 минут хаоса: как трейдеры пережили коллапс на рынке никеля — Bloomberg
По данным Верховного суда, в 2021 году суды рассмотрели 770 000 уголовных дел против 783 тыс. человек. Оправдательный приговор вынесли только 2,1 тыс. из них, что составляет 0,27% от общего числа подсудимых. При этом только за семь месяцев прошлого года, по данным МВД, общее количество преступлений экономической направленности выросло на 10% по сравнению с тем же периодом 2020 года, их общее число превысило 78 тыс.
В начале марта правительство предложило ограничить возбуждение уголовных дел в налоговой сфере без учета позиции Федеральной налоговой службы и дел, связанных с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев. По мнению специалистов, это должно было снизить давление на бизнес и сократить количество проверок, а также повысить качество экспертизы.
