Из них 59% трамваев и 85% троллейбусов нужно будет заменить к 2030 году, иначе они устареют. Крупнейшая российская лизинговая компания ГТЛК ранее отмечала, что городским авто- и электротранспортом общего пользования пользуются около 75% всех пассажиров в стране, но большинство парков техники в регионах устарели — по данным компании, 61% трамваев и 62% троллейбусов «находятся за пределами нормативного использования».
При этом обновление такого подвижного состава и ремонт инфраструктуры городского электротранспорта происходят в рамках нескольких независимых и никак не скоординированных между собой федеральных программ и одной программы правительства Москвы, отмечают эксперты Strategy Partners. «В остальном же работа ведется эпизодически за счет ассигнований из местных и региональных бюджетов в меру их финансовых возможностей», — говорится в исследовании.
Читайте на РБК Pro Pro
Смогут ли санкции против России пошатнуть позиции доллара Статьи Pro Этот кризис другой. Что будет с недвижимостью на этот раз Статьи Pro Как создавался Zune: история худшего продукта Microsoft Статьи Pro Смертельная мета: почему диджитал убивает маркетинг Статьи Pro Цены в магазинах растут: стоит ли покупать акции российских ретейлеров Прогнозы Pro Лестный отзыв: почему надо чаще делать комплименты коллегам Статьи Pro Почему западная концепция счастья сотрудников не приживается в России Статьи Pro Спрятать доходы все труднее: семь трендов налогового регулирования Статьи
В Москве выросли интервалы движения трамваев Бизнес
Авторы отчета замечают, что полная замена устаревшего электротранспорта также маловероятна из-за «глобальной неопределенности, влияющей на состояние экономики России». До 2030 года — даже при оптимистичном сценарии — получится приобрести только 2486 трамваев на общую сумму 248,6 млрд руб. и 3581 троллейбус (89,5 млрд руб.). Соответственно, это на 30–32% меньше количества требуемых к обновлению транспортных средств, подсчитали аналитики.
При этом ожидаемые закупки трамваев и троллейбусов в 2022–2025 годах будут меньше, чем в прошлом году. Так, по оценке Первой компании транспортной инфраструктуры, в этом году в России будет приобретено 125 трамваев и 180 троллейбусов — на 50% меньше, чем в 2021-м. Это произойдет из-за разрыва цепочек поставок и высоких ставок по лизингу, говорится в исследовании. К тому же вырастет стоимость комплектующих. На совещании в Минпромторге, которое состоялось в конце марта, производители говорили, что подвижной состав подорожает как минимум на 30%, рассказал РБК гендиректор Первой компании транспортной инфраструктуры Андрей Шестопалов. РБК направил запросы представителю Минпромторга и крупнейшим производителям — «Белкоммунмашу», «ПК Транспортные системы», «Транс-Альфа», Уфимскому трамвайно-троллейбусному заводу, Усть-Катавскому вагоностроительному заводу и «Уралтрансмашу».
Цены на сырье и комплектующие для производства подвижного состава растут на фоне санкций, ограничений в логистике и в целом высокой степени неопределенности на рынке, отмечает главный редактор RollingStock Agency Сергей Белов. Но себестоимость трамваев и троллейбусов начала расти еще раньше на фоне повышения цен на сырье из-за влияния пандемии COVID-19, отмечает он. По его данным, в 2020 году Москва контрактовала низкопольные односекционные трамваи за 51,4 млн руб. Сейчас власти Челябинска закупают аналогичные трамваи уже почти за 60 млн руб. РБК направил запросы в столичный дептранс и мэрию Челябинска.
Сколько власти вложат в обновление городского электротранспорта
Вся программа по обновлению городского электротранспорта, которую в конце 2021 года утвердил набсовет ВЭБа, предварительно оценивается в 392 млрд руб., передал РБК через пресс-службу зампред госкорпорации Олег Говорун.
Эта программа будет финансироваться за счет бюджетных средств, а также вложений инвесторов, кредитов ВЭБа и Фонда национального благосостояния, отмечает Говорун. «Деньги будут выделяться на комплексное обновление систем городского электротранспорта — подвижного состава и инфраструктуры (в случае с трамваями — рельсового полотна и контактной сети), так как использование новых трамваев на старых путях не приведет к положительному эффекту», — подчеркнул он.
Проекты в 13 регионах предполагают (итоговые параметры пока не определены) поставку в общей сложности около 1,5 тыс. вагонов трамваев и около 400 электробусов, говорит представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко. Они также предполагают строительство или реконструкцию не менее чем 600 км трамвайных путей и не менее чем 100 зарядных станций для электробусов. Начало реализации проектов в ряде городов запланировано на 2022 год, а инвестиционная фаза в целом должна завершиться через пять лет — до 2027 года.
Росстат назвал долю электробусов в общественном транспорте страны Общество
Но программа правительства формировалась «в совершенно иных условиях и ином геополитическом контексте», отмечает партнер Strategy Partners Александр Постников. По его словам, сейчас неопределенностей и рисков стало больше. Поэтому вызывает сомнение возможность сохранить ставки кредитов при закупке техники на уровне 3–7,5% годовых, с учетом того что ключевая ставка ЦБ составляет 20%, указывает он. Представители Григоренко и ВЭБа это не комментируют.
Запланированная правительством поддержка городского электротранспорта в ближайшие годы беспрецедентна, отмечает Илья Зотов, член Общественной палаты и председатель Общероссийского объединения пассажиров. Но этих денег все равно недостаточно для того, чтобы полностью обновить парк троллейбусов и трамваев. «В связи с неустойчивой экономической ситуацией важно выработать механизмы для стабилизации цен на технику, такие решения обсуждались, но сам механизм пока не определен», — заключил Зотов. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и ГТЛК.
