В конце декабря 2021 года ФАС опубликовала предварительное заключение по этому расследованию, обвинив металлургов в завышении цен на сталь. «С января 2021 года производители проката установили и поддерживали монопольно высокие цены на горячекатаный плоский прокат на территории страны», — говорилось в ее сообщении. Все три металлургические компании не согласились с этим предварительным заключением.
Накануне заседания, где было вынесено предварительное заключение, глава ФАС Максим Шаскольский публично пригрозил металлургам крупными взысканиями. «Может быть, штрафы в отношении металлургов будут больше, чем по Google (незадолго до этого Таганский суд назначил американской корпорации оборотный штраф на 7,2 млрд руб. за повторное неудаление запрещенной информации. — РБК), поэтому вы про эти рынки тоже не забывайте. Там также идет расследование, там крупнейшие компании, поэтому, может быть, еще и здесь вас удивим», — заявил Шаскольский в интервью телеканалу RTVI, которое вышло в эфире 28 декабря. После этого глава «Северстали» Александр Шевелев попросил генпрокурора Игоря Краснова проверить эти публичные высказывания руководителя Шаскольского на предмет возможного давления на комиссию службы.
Читайте на РБК Pro
Интеллигентный провал: что погубило шведский бренд автомобилей Saab Зарплатное выжидание: почему рынок труда в России может сдетонировать Когда ЦБ снова будет покупать валюту и как это скажется на рубле Илья Стребулаев — РБК: «Приближается цунами революционных преобразований»
Поскольку комиссия ФАС не завершила антимонопольное расследование, а административное дело в отношении «Северстали» не возбуждено, то интервью Шаскольского телеканалу RTVI может рассматриваться как оказание давления на комиссию с целью повлиять на ее выводы, говорилось в письме Шевелева в Генпрокуратуру. Это, по его версии, позволяет усомниться в беспристрастности и законности проводимого расследования, а также может свидетельствовать о предвзятости и о его «политическом», «заказном» характере, результат которого был заранее предопределен.
Что случилось с ценами на прокат
Цены на прокат на внутреннем рынке начали резко расти с ноября-декабря 2020 года. Стоимость некоторых видов стальной продукции оказалась в 2–2,5 раза выше, чем годом ранее. Это вызвало критику правительства. В июне 2021 года первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что металлурги «нахлобучили» бюджет на госстройках и гособоронзаказе примерно на 100 млрд руб. После этого власти ввели временные экспортные пошлины на сталь и цветные металлы, а с января 2022 года действует специальный акциз на сталь и повышен НДПИ на железную руду и уголь, используемые в металлургическом производстве.
