Почему клиенты жалуются на РЖД
По данным на 14 февраля, на сети РЖД были брошены более 106 тыс. груженых и порожних вагонов, из них 77% — с грузами: в почти 35 тыс. вагонов каменный уголь, в 12 тыс. — нефтепродукты, в 8 тыс. — товары в контейнерах. Это на 40% больше, чем было в конце декабря 2021 года. Ситуация на сети не улучшается и вызывает серьезное беспокойство, говорит представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (объединяет операторов с суммарным парком более 850 тыс. вагонов), ссылаясь на данные компаний-операторов. «Проблема порожних вагонов в брошенных поездах создает риски необеспечения грузоотправителей подвижным составом», — подчеркивает он.
Читайте на РБК Pro
Грядет «великое увольнение». Какой выход нашли компании — Fast Company Что будет, если налоговая найдет ваш «тайный» счет за рубежом Что произошло с бизнесом основателя «Обуви России»: от IPO до дефолта Как начинавший рабочим американец сделал $6 млрд на производстве мебели
На совещании у Кобзева обсуждалось, что из-за недопоставки сырья близок к остановке доменной печи один из крупнейших в мире поставщиков товарного чугуна — «Тулачермет», который входит в Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ) Евгения Зубицкого. В холдинге РБК подтвердили «очень серьезную проблему с отправкой грузов». «В нашем случае это в основном касается отправки кокса и железорудного концентрата на «Тулачермет». Нехватка локомотивных бригад приводит к тому, что РЖД не принимают вовремя наши грузы к отправке либо принимают не в полном объеме, нарушаются оговоренные сроки поставки», — пояснил представитель компании. По его словам, в настоящий момент предприятия ПМХ работают в плановых показателях, но уровень запасов сырья приближается к критическому. Если РЖД в кратчайшие сроки не исправит ситуацию, то это может привести к самым негативным последствиям вплоть до остановки работы предприятий, добавил он.
На грани закрытия находится и крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал «Ростерминалуголь» (принадлежит УГМК Искандара Махмудова и Андрея Козицына). Но представитель УГМК в четверг это опроверг. На нехватку специального подвижного состава и локомотивных бригад пожаловались также представители «Уралхима», «Роснефти» и «Газпром нефти», рассказывают источники РБК. При этом проблема для «Роснефти» и «Газпром нефти» состоит в основном в задержках в оформлении и грузонапряженности вблизи станций погрузки-выгрузки, добавил один из собеседников РБК.
РБК направил запросы в пресс-службы этих компаний.
Два региона заявили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов Бизнес
Предприятия ассоциации «Промжелдортранс» (объединяет 145 организаций промышленного железнодорожного транспорта, включая «Уралхим-Транс», «СДС-Уголь» и Михайловский ГОК) также «на системной основе» сталкиваются с нарушением ритмичности работы на станциях, простоем и нарушением сроков приема вагонов, сказал РБК ее исполнительный директор Александр Маняхин. В начале февраля на сложности при отправке продукции по железной дороге премьеру Михаилу Мишустину также пожаловался директор крупнейшего российского производителя соли «Руссоль» Сергей Черный.
Как в РЖД объясняют простой вагонов
РЖД плотно взаимодействуют с клиентами, чтобы в этой непростой ситуации обеспечить неотложные потребности в транспортировке, в том числе для сохранения непрерывных производств, отмечает представитель монополии. По его словам, несколько раз в неделю с грузоотправителями из разных отраслей проводятся совещания. «Все текущие проблемы стараемся решить в оперативном порядке», — подчеркнул он.
Справиться с брошенными вагонами помогут современные подходы к перевозке смерзающихся грузов (к таким относятся перевозимые насыпью грузы, например уголь, которые при температурах наружного воздуха ниже нуля градусов теряют свои обычные свойства сыпучести). Об этом в конце января говорил заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило. В рамках борьбы с заторами на сети компания также выступает за пересмотр отношений с портовиками. В августе 2020-го Минтранс утвердил типовые формы договора об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морских портах. Но сейчас только 35 из 220 терминалов, примыкающих к сети РЖД, заключили новые соглашения. «Наличие такого договора позволяет нам одинаково планировать и оценивать текущую ситуацию с грузоперевозками на сети, вести учет потерь, которые происходят на стыке железной дороги и порта», — рассказывал Шило.
В монополии объясняют увеличение количества брошенных поездов на сети вспышкой «омикрона». В 2022 году РЖД столкнулись с беспрецедентным ростом заболеваемости среди локомотивных бригад, говорит представитель компании. В начале февраля единовременно по всей сети на больничном находилось 15% от их штатной численности (в РЖД работают 114 тыс. машинистов и из помощников). На пике, который пришелся на 4–8 февраля, для обеспечения запланированного объема перевозок не хватало 25% локомотивных бригад.
Глава ГТЛК заявил о необходимости закупить 5 тыс. вагонов электричек Бизнес
По словам представителя РЖД, именно это привело к значительному снижению объема перевозок грузов на северо-западном направлении. За 1–15 февраля погрузка в направлении портов Северо-Запада сократилась на 15%. Но по всем остальным направлениям наблюдается рост, подчеркнул он. Например, перевозки в порты Азово-Черноморского бассейна увеличились на 11,8%, в порты Дальнего Востока — на 5,2%.
В последние дни наблюдается существенный спад заболеваемости. «Рассчитываем на нормализацию перевозочного процесса в ближайшую декаду и возвращение параметров погрузки к плановым показателям», — отметили в пресс-службе РЖД.
