Ранее Nestle прекратила поставки товаров под маркой Nespresso, а Ikea работу магазинов и производств.
Кто и зачем пытается получить известные бренды
Читайте на РБК Pro
Охота на сисадмина: как кризис отражается на найме ИТ-персонала Как руководителю восстановить доверие после ошибки и даже провала Спасет ли льготная ипотека застройщиков и покупать ли их акции Инфляция и угроза рецессии: что будет с экономикой и рынком США
Большая часть обнаруженных корреспондентами РБК заявок (37 штук) на регистрацию популярных иностранных торговых марок подали косметическая компания «Смарт Бьюти» и фармацевтическая компания «Биотекфарм-М», следует из данных СПАРК. В обеих фирмах акционерами выступают Вадим Рябченко и Александр Герштейн. Несколько торговых знаков Рябченко регистрирует в качестве индивидуального предпринимателя.
Как рассказал РБК Александр Герштейн, на регистрацию известных товарных знаков международных компаний их с Рябченко вдохновил пример предпринимательницы из Москвы Екатерины Петруниной — она подала заявку на регистрацию бренда «Макдональдс».
«Кто нам мешает, если они уходят из страны? Это их выбор», — объяснил Герштейн. Они с Рябченко видят несколько возможностей использования брендов, если те все же будут зарегистрированы на их структуры.
В случае регистрации какого-то из крупных косметических брендов, например L'Oreal Paris, партнеры планируют под брендом развивать собственную компанию или производство товаров под марками, такими как Durex.
«Если мы ноунейм презервативы сделаем, вы в жизни не поймете разницу, потому что они изготавливаются из одного сырья, по тем же технологиям. И Durex выигрывает у нашего партнера, просто потому что это Durex. Ну я подумал, что нужно делать Durex на заводе нашего партнера», — приводит пример собеседник РБК.
В других случаях, они готовы выдавать разрешения на использование товарного знака оригинальным владельцам, если те возобновят свою деятельность в России, либо продать бренд любым другим желающим коммерсантам. А также готовы передать марки, государству в случае «национализации заводов иностранных компаний». Рябченко и Герштейн также подали заявки на регистрацию торговых знаков Facebook и Instagram (деятельность этих соцсетей признана экстремистской в России и запрещена, экстремистской организацией в России также признан и их владелец — Meta Platforms Inc.). Герштейн рассказал, что они не обсуждали это с юристами.
На регистрацию Mastercard, American Express и Audi подала заявки автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки рынка интеллектуальной собственности» (АПРИС). Бренд Audi организация хочет зарегистрировать по классу 3 (товары парфюмерии и средства для уборки). А заявки на регистрацию Mastercard и American Express поданы по классу 9, что включает научные и исследовательские аппараты и инструменты.
На сайте организации указано, что АНО «АПРИС» ведет деятельность, направленную на повышение грамотности социальных предпринимателей и студентов в области регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Президент АНО Адель Рустамов возглавляет комитет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной платы Татарстана. На момент публикации АНО и Рустамов не ответили на запрос РБК о цели регистрации товарных знаков.
Гендиректор студии дизайна и ремонта «Люксорта» Константин Куккоев подал заявку в Роспатент на регистрацию бренда: «ИДЕЯ» в цветовом решении схожим с маркой IKEA. По его словам, многие студии дизайна, проекты которых были «завязаны» на поставках мебели из IKEA, значительно пострадали из-за решения шведского гиганта приостановить свои операции в России. В том числе, и компания самого Куккоева. «Еще в прошлом году мы разработали около 74 интерьеров под мебель IKEA. Какие-то из них до сих пор в процессе реализации, какие-то только предстояло начать». В случае одобрения заявки на регистрацию, Куккоев планирует развивать под брендом «Идея» собственное производство, начнет с продаж корпусной мебели. «Мне сейчас уже, в любом случае, написало много бывших поставщиков IKEA, рекламодателей и тех, кто занимается перевозками. Поэтому я не вижу причин, почему это может не получиться» — объясняет гендиректор «Люксорта».
РБК обратился за комментариями к официальным представителям брендов: American Express, Master Card, Nespresso IKEA, P&G, Unilever, Reckitt Benckiser, L'Oreal, Ebay, PepsiCo, Beiersdorf Global, Hugo Boss, Mary Kay, Amazon, Apple, Estee Lauder Companies, Shiseido, Christian Dior, Coca-Cola, Adidas Group, Nike, Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в России), Starbucks, Levi's, «Макдоналдс», Borjomi. В российском представительстве модного дома Chanel отказались от комментариев.
Есть ли шансы получить бренды
Юристы, специализирующиеся на патентном праве убеждены, что с высокой долей вероятности, шансов на регистрацию этих брендов у российского бизнеса нет. Как подчеркивает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, зарегистрировать сходный знак при наличии уже зарегистрированного невозможно.
Так основанием для отказа может стать авторское право или критерий «сходства до степени смешения», — соглашается патентный поверенный по товарным знакам Анастасия Спильник.
Для попытки же аннулирования регистрации товарного знака в связи с неиспользованием должно пройти три года.
«Тот факт, что какие-то компании приостановили свою деятельность в России, не значит, что они прекратили свое существование и что в отношении принадлежащих им товарных знаков более не осуществляется правовая охрана», — говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Правовой охраны эти бренды не лишатся и в случае ликвидации российских «дочек» международных компаний. Кроме того, когда патенты, выданные в отношении этих товарных знаков в России прекратят свое действие по решению правообладателя или просто по истечении сроков их действия, почти наверняка будут иметь значение правоустанавливающие документы, выданные регистрирующими органами других стран, признаваемые на территории РФ в силу действия международных соглашений в сфере охраны интеллектуальной собственности, допускает Федюкин.
Советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев напоминает, что в России действует международная Мадридская система регистрации товарных знаков — владельцы товарных знаков получают возможность охраны принадлежащим им брендов в нескольких странах-членах Мадридского союза. «Кроме того, есть еще соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, документ регулирует базовые стандарты по охране интеллектуальной собственности», — говорит Журавлев.
«Шансы [на регистрацию] могли бы быть в единственном случае, если правительство примет постановление аннулировать всю интеллектуальную собственность «недружественных» стран, — Зуйков. — Предположить, что такое произойдет — это из серии фантастики».
