Фото: «Российское образование»
Автор Алфёров Андрей Николаевич президент Национальной Ассоциации взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций, член Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации.
Развитие государственно-общественного управления в контексте укрепления суверенной отечественной системы образования до 2030 года. Движение в будущее.
Президент России Владимир Путин 29 февраля 2024 года огласил послание Федеральному собранию Российской Федерации. В своей речи глава государства обозначил курс развития страны на следующие шесть лет, уделив в этом контексте особое внимание культурно-образовательной сфере. Фундаментальная цель, поставленная Президентом — обеспечить тесную взаимосвязь всех ступеней системы образования и нацелить её на подготовку востребованных специалистов.
Сегодня важно понимать, что основой современной государственной образовательной политики является сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели открытости в системе образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Активными субъектами государственной образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Государственно-общественный характер взаимоотношений означает активизацию общественного участия в управленческой деятельности образовательных организаций, тем самым общественность получает представительство в органах управления образованием, поэтому должны создаваться общественные органы управления во всех образовательных организациях России.
Министр Просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов от 02.09.2024г. отметил, что «к сфере образования в России сегодня приковано самое серьезное внимание. Приоритетом нашей работы остается укрепление суверенитета системы образования, и сегодня я могу уверенно сказать: она универсальна и конкурентоспособна. Все изменения – результат комплексной работы, участие в которой принимают региональные власти, педагогическое и родительское сообщества».
Родители и педагоги – это две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, и роль этих сил невозможно преувеличить. Миссия современной школы состоит в том, чтобы быть открытой для сотрудничества и взаимодействия не только для детей, но и для родителей. Родители всегда были участниками образовательных отношений, имея легитимное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, согласно, ст. 44 Закона № 273 — ФЗ «Об образовании в РФ». Не случайно одной из самых эффективных форм общественного управления считается модель — управляющий совет образовательной организации, которая призвана решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательной организации. Управляющий совет образовательной организации является частью системы общественного управления образовательной организации (разной организационно-правовой формы), которая включает в себя представителей ученического самоуправления, профсоюзного комитета, педагогического совета, родительской общественности, представителя учредителя, управленческой команды образовательной организации и кооптированных членов. В методических рекомендациях по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях России от 27.04.2024 № 03-653 Минпросвещения России – к целям деятельности управляющих советов так же отнесено – контроль мероприятий по снижению бюрократической нагрузки в образовательной организации, что безусловно, будет способствовать повышению эффективности и прозрачности системы образования в целом, как дополнительное пространство для дебюрократизации. Участие членов управляющих советов в подготовке и проведении внеурочных занятий «Разговоры о важном» и «Разговоры о важном для взрослых», взаимодействие членов управляющих советов с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» (РДДМ «Движение Первых») и т.д.
Осмысливая всю значимость поставленных государством задач в сфере образования, мы понимаем, что современный этап развития отечественной системы образования характеризуется устремлениями к необходимым изменениям, происходящими под воздействием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная отечественная система образования должна выступить гарантом стабильности государственной системы России, тем самым выполняя самую важную и ответственную государственно—социальную функцию. При этом роль суверенной отечественной системы образования должна представлять собой устойчивый и надежный социальный институт.
Сегодня прочность и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности развития государственно-общественного управления в сфере образования так как — это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации.
Можно выделить три основных взгляда на то, зачем и с какой целью вводится государственно-общественное управление в образовательной организации:
— Социально-политический. Участие общественности в управлении образованием необходимо в силу общих процессов консолидации общества и государства.
— Педагогический. Акцент делается на воспитании гражданских качеств, необходимых для жизни в социально-правовом обществе.
— Профессионально-управленческий. Государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной отечественной системой образования.
Горизонтальная система управления образовательной организацией способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности. Непременным условием развития образовательной организации должен являться союз педагогического коллектива с родителями обучающихся. Во многих образовательных организациях регионов созданы и активно функционируют управляющие советы, которые в том числе принимают участие в решении вопросов создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе — есть родительский комитет (совет). Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает задачи: — создание в образовательной организации комфортных условий для развития личности каждого ребенка; — достижения нравственно-педагогического и духовного единства родителей; — формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия.
Ведь сама суть государственно-общественного характера управления образованием предполагает общественный договор между государством и обществом в решении важных вопросов функционирования, развития системы образования и реализации российской образовательной политики, но в основе обязательно должно быть общественное согласие. Таким образом, коллегиальные органы управления образованием (управляющие советы) вносят большой вклад в развитие образовательной организации, осуществляют координацию взаимодействия родителей и педагогов, укрепление связей семьи и школы.
В ближайшие годы необходимо разработать, апробировать и в пилотном режиме внедрять ИТ-продукты, который будет способствовать реализации ключевых задач управляющих советов образовательных организаций. Возможные задачи ИТ-продуктов:
— оптимизация процессов жизнедеятельности управляющих советов;
— обеспечение доступности информации и повышение коммуникационной эффективности управляющих советов;
— повышение вовлеченности всех релевантных групп в деятельность управляющих советов, повышение привлекательности и трансляция ценностей и пользы для жизни образовательной организации.
Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что у участников образовательных отношений созрела необходимость участия в образовательной системе, в том числе управление образованием. Однако отсутствие практических навыков и механизмов эффективного взаимодействия с государственными системами делает общественность безучастной, неспособной реально повлиять на образовательную систему. Таким образом, в понимании сущности государственно-общественного управления в образовании необходимо отметить появление новых, более открытых отношений, которые возникают между государством и обществом. Участие этих сторон в решении различных вопросов образования связано с возможностью влиять на образовательную политику, участвовать в выполнении управленческих функций. В связи с этим государственно-общественное управление является средством для укрепления связи родитель-ребенок-школа, и результатом процессов развития образования в России.
«Перед нами стоят задачи очень важные, среди них – взаимодействие с родительской общественностью. Нужно найти точки соприкосновения: у родителей, педагогов, управленцев в системе образования должно быть единое понимание этой работы», – отметил Сергей Кравцов министр просвещения Российской Федерации.
Орфография и пунктуация автора сохранены.
