При этом в четверг, 14 октября, глава европейской дипломатии Жозеп Боррель обвинил Россию в том, что она не осуществляет дополнительные поставки газа в ЕС сверх контрактных обязательств, что приводит к росту цен на газ. «Россия соблюдает договорные обязательства по поставкам газа, но не направляет дополнительные газовые поставки Европе, как могла бы, тем самым способствуя росту цен», — написал Боррель в своем еженедельном блоге. До этого в интервью газете El Pais он заявил о давлении России на ЕС с целью продвижения проекта «Северный поток-2». «Россия хочет, чтобы газопровод «Северный поток-2» заработал, чтобы воспользоваться ситуацией себе на пользу. Это подход, который является частью игры в политическое давление», — сказал Боррель. Однако вице-премьер России Александр Новак на Российской энергетической неделе сообщил, что европейские страны не обращались к России с просьбой увеличить поставки газа. «Официально в Министерство энергетики или правительство никто не обращался. Россия, в частности «Газпром» как единственный экспортер, полностью исполняет свои обязательства по всем контрактам. Если кому-то нужно, «Газпром» рассмотрит возможности поставок, исходя из своих производственных мощностей, которые у них есть», — сказал Новак. По состоянию на 14 октября цена кубометра природного газа на бирже ICE стоила дороже $1200.
Bloomberg назвал целью Путина пересмотр правил на газовом рынке Европы
Политика

Читайте на РБК Pro

Какие налоговые новинки приготовили власти для компаний

Мелко плаваешь: чем мышление лидера отличается от мышления исполнителя

Российский страховщик идет на IPO с оценкой до $1 млрд. Что важно знать

«Цены на сырье могут обвалиться»: Кэти Вуд — о рисках на фондовых рынках
Зеленая энергетика как стимул для роста
Говоря о перспективах дальнейшего энергетического сотрудничества России и Германии в свете углеродных инициатив ЕС и «зеленого перехода», Хармс заявил о новых возможностях для российского бизнеса. «Многие российские фирмы воспринимают это как большой шанс, например в сфере «голубого» водорода, природного газа с использованием процесса улавливания и хранения углерода. Я думаю, если Россия воспользуется этими изменениями с умом, то получит огромный шанс рыночного роста. Я вижу больше возможностей, чем опасности для сотрудничества», — сказал он. Исполнительный директор Восточного комитета пояснил, что слышит разные мнения от российской политической и бизнес-элиты и все зависит от конкретной ситуации. Возможной причиной для беспокойства он считает Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM). Хармс подчеркнул, что немецкому бизнесу, работающему в России, не навредят углеродные инициативы ЕС. По его словам, Россия будет играть важную роль в вопросах, связанных с «Зеленой сделкой» и с борьбой с изменением климата. «Это улучшит наши отношения и сможет стать определенной основой для построения стратегического сотрудничества в этой области», — добавил он.
Посол ЕС — РБК: «Озеленение» наших отношений — шаг к их стабилизации»
Политика

Именно сотрудничество в климатической и энергетической сферах, а также локализацию бизнеса и инвестиций в России Хармс хотел бы обсудить на ежегодной встрече немецких предпринимателей с российским президентом Владимиром Путиным, если бы она состоялась в этом году. По его словам, у бизнесменов есть ряд критических замечаний по данным темам. Окончательной договоренности о проведении такой встречи, по словам Хармса, нет, но немецкая сторона получила позитивный сигнал и надеется на положительное решение.
Восточный комитет германской экономики был создан в 1952 году и на данный момент насчитывает около 350 компаний-членов. Основу комитета составляют шесть главных объединений немецкой экономики:
- Федеральный союз германской промышленности (BDI);
- Федеральный союз немецких банков (Союз банков);
- Федеральный союз оптовой, внешней торговли и услуг (BGA);
- Объединение торгово-промышленных палат Германии (DIHK);
- Объединенный союз германского страхового бизнеса (GDV);
- Центральный союз германских ремесел (ZDH).
Комитет представляет интересы немецкого бизнеса в России, Белоруссии, Украине, Средней Азии, на Кавказе и в Юго-Восточной Европе, а также выступает посредником между экономическим и политическим сектором в Германии и Восточной Европе.
Двойная прививка для бизнеса
Закрытие границы между Германией и Россией из-за пандемии плохо повлияло на немецкий бизнес, работающий в России, рассказал Хармс, отметив, что взаимное признание ковид-сертификатов намного облегчило бы работу предпринимателям. «Немецкие менеджеры, которые работают в России, вначале все вакцинировались «Спутником», а сейчас еще раз вакцинируются Pfizer/BioNTech, только чтобы сходить в ресторан в Германии. Это какой-то бред, который абсолютно не связан с защитой здоровья», — сказал он.
Исполнительный директор Восточного комитета также рассказал, что, несмотря на пандемию, работающим в стране немецким компаниям удалось избежать сокращения кадров. «Россия — одна из немногих стран, в которых в прошлом году не было значительного снижения ВВП и сейчас наблюдается его быстрое восстановление. Конечно, для немецких компаний люди, кадры — это главное. Они пытались их сохранить и в основном смогли это сделать», — сказал он.
По словам Хармса, нельзя говорить и о тенденции снижения интереса к России у немецкого бизнеса, в том числе в вопросе инвестиций. В комитете фиксируют обратную ситуацию почти во всех отраслях. Также он сообщил, что тот факт, что Россия в этом году опустилась на 14-ю строчку в списке главных торговых партнеров Германии, уступив Венгрии с населением 10 млн человек, не отражает действительности. «Половина или даже больше нашей взаимной торговли с Венгрией — это торговля между немецкими фирмами. То есть если Audi строит в Дьёре моторы для своих машин, то концерн сначала поставляет туда необходимые запчасти, а потом поставляет конечный продукт обратно на заводы Audi. Та же ситуация наблюдается и с Польшей, и с Чехией. Многие немецкие фирмы, которые инвестировали в эти страны, фактически торгуют между собой. И это ничего не говорит о размере рынка», — пояснил Хармс. По его словам, ситуацию в этих странах нельзя сравнивать с Россией, поскольку вся продукция, которую немецкие компании поставляют в страну, продается на российском рынке.
Объем товарооборота между Россией и Германией по итогам января—мая 2021 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 29,7% (+$4,8 млрд), до $21,1 млрд. Российский экспорт вырос на 37,8% (+$2,9 млрд) и достиг уровня $10,5 млрд. Импорт из Германии увеличился на 22,6% (+$1,9 млрд), до $10,6 млрд.
