Когда достроят дорогу в Петербург
Строительство автодороги Москва — Петербург задумали в 2006 году, начали в 2010-м и планировали закончить в начале 2018 года, к чемпионату мира по футболу в России. В ноябре 2019 года движение по основной части трассы открыл президент Владимир Путин. «У нас в истории страны, в истории дорожного строительства ничего подобного пока не было, такого уровня, такого класса», — отметил он. По этой трассе можно доехать до Петербурга за 5,5–6 часов.
При этом дорога до сих пор полностью не построена. Движение в Тверской области частично проходит по реконструированному участку федеральной автодороги Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург M10 «Россия». «Новое направление (М11. — РБК) примет на себя транзитное движение, в том числе и во внутриобластном сообщении, а существующая дорога М10 «Россия» будет ориентирована на местное движение, что позволит обеспечить высокую скорость сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом», — сообщала пресс-служба Кремля.
Читайте на РБК Pro
Основатель Pinterest: «В стартап идут не за успехом, а за приключениями»
Оттуда не возвращаются: почему дауншифтинг — это билет «на пенсию»
Что нужно знать инвестору о результатах Apple
Чистая прибыль Сбербанка достигнет 1 трлн. Что ждать инвестору дальше
Путин открыл платную трассу из Москвы в Санкт-Петербург
Общество
Построить северный обход Твери предложил губернатор Тверской области Игорь Руденя сразу после открытия основного участка трассы. «Реализация этого проекта нам позволит создать транспортные коридоры до Ярославской области, до Вологды и до города Дубна Московской области», — заявил Руденя на совещании с Путиным. По его словам, благодаря этому проекту удалось привлечь в регион инвестиции, например владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина (18 млрд руб. в комплекс по производству молока). С северного обхода также будут подъездные пути к Тверскому вагоностроительному заводу, который входит в «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова.
Сейчас при движении из Москвы до 149-го км автомобилисты едут по скоростной платной дороге, далее сворачивают на южный обход Твери (в составе бесплатной М10) и следуют по нему 26 км до пересечения с М11. Здесь они сталкиваются с большим количеством населенных пунктов, светофоров и ограничений скорости.
«Автодор» рассчитывает получить положительное заключение Главгосэкспертизы на реализацию проекта cеверного обхода Твери до конца 2021 года, говорил глава компании Вячеслав Петушенко в середине сентября. Тогда он не исключал, что строительство начнется в 2022 году. Начало строительно-монтажных работ и их финансирование планируется обеспечить в 2022 году, а завершить — в 2024 году, уточняют в Минтрансе.
На строительство трассы М11 уже потратили 520 млрд руб., из которых 370 млрд руб. — бюджетные средства. Петушенко отмечал, что «Автодор» прорабатывает схему заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и содержание северного обхода Твери с привлечением до 50% (из 62 млрд руб.) внебюджетного финансирования на возвратной основе. Будут прорабатываться варианты сокращения доли инвестиций из федерального бюджета (сейчас заложено 30 млрд руб.), сказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Средства ФНБ как раз относятся к внебюджетным и возвратным. Согласно постановлению правительства, доля средств из суверенного фонда не может превышать 50% совокупного объема финансирования проекта за счет всех источников, поэтому обход Твери (25,6 млрд из 62 млрд руб.) укладывается в это правило. Представитель Минтранса говорит, что теперь планируемый объем средств на реализацию проекта не из бюджета и ФНБ составляет порядка 10% от общей стоимости.
Вопрос выделения средств на северный обход Твери будет решен после принятия федерального бюджета на 2022–2024 годы, отметил представитель Минтранса. РБК направил запрос в пресс-службу «Автодора».
Какие еще проекты претендуют на средства ФНБ
Объем ФНБ составляет 13,899 трлн руб., или 12% от внутреннего валового продукта (по данным Минфина на 1 октября). Средства фонда можно вкладывать в инфраструктурные проекты при превышении планки в 7% ВВП.
В предварительный список проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ, вошли 32 инициативы, но только 11 из них находятся «реально в детальной проработке», говорил «Ведомостям» замминистра экономического развития Илья Торосов. В общей сложности в 2021–2024 годах в эти проекты планируется вложить 1,6 трлн руб. из фонда, их суммарная стоимость на этот срок с учетом частных инвестиций составит 9 трлн руб., уточнял он.
По оценкам InfraOne Research, есть пять наиболее крупных проектов, претендующих на средства ФНБ в 2021 году:
- третий этап развития БАМа в Якутии (188 млрд руб.);
- модернизация коммунальной отрасли (150 млрд руб.);
- строительство автодороги М12 Москва — Нижний Новгород — Казань (150 млрд руб.) с продлением до Екатеринбурга (50 млрд руб.);
- развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (105 млрд руб.);
- развитие теплоэнергетики на Дальнем Востоке (56 млрд руб.).
Мантуров заявил о выделении денег из ФНБ для закупки авиатехники
Бизнес
Как правило, власти направляют деньги суверенного фонда в основном на проекты, реализуемые государством или зависимыми от него инфраструктурными компаниями, нежели на проекты со значительным участием частных инвесторов, отмечают в InfraOne Research. «Пока бóльшая вероятность получить средства ФНБ у компаний, реализующих проекты по поручениям правительства в рамках своих инвестиционных программ», — считает руководитель агентства Александра Галактионова.